Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа

Декларация Поиск О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы








ГП-цитатник

Изготовление золотых цепей глазами переводчика

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:07

Цех по изготовлению золотых цепей-1

Технологический цикл начинается с плавки. На нашем участке стояли две индукционные печи: просто индукционная плавильная печь и индукционная печь непрерывного литья. Первая небольшая печка позволяет просто расплавить небольшой объем золота. Для этого в тигель помещают отмеренный объем чистого золота и лигатуру. Лигатуры, естественно, различаются по составу в зависимости от того, нужно ли изготовить красное, желтое или белое золото. После полного расплавления (т-ра плавления золота 990-1000ºС) металл можно вылить в изложницу для остывания, а можно – сразу в тигель индукционной печи непрерывного литья. В эту вторую печь снизу в отверстие тигеля вставляется затравка и после расплавления затравка с заданной скоростью вытягивается. За ней тянется золотой пруток (6 мм в диаметре). Можно и не пользоваться первой печкой, а сразу забросить золото и лигатуру в печь непрерывного литья. Смысл этой печи в том, что процесс можно сделать непрерывным, все время добавляя золото в тигель. Отсюда и название.
Полученный пруток поступает на участок изготовления проволоки. Здесь из прутка диам. прим. 6 мм нужно получить проволоку с калиброванным диаметром от 0,25 до 0,5 мм. Для этого сначала идет обработка в вальцах. Этот станок, собственно, представляет собой два цилиндра с пазами, размер которых постепенно уменьшается. В нашем случае пазов было прим. 25 и после вальцов выходила проволока диаметром около 1 мм. В процессе протяжки в металле накапливаются внутренние напряжения и проволока становится жесткой, плохо гнется. Поэтому после двукратного уменьшения в диаметре ее подвергают отжигу (где-то пару раз в процессе обработки). Для этого всегда наготове стоит печь для отжига.
Перед отжигом проволоку необходимо отмыть от смазки и просушить, для этого используется машина ультразвуковой очистки и сушилка с горячим воздухом и древесным опилом.
Рабочий орган печи очень напоминает обыкновенную лопату. Проволоку кладут на «лопату» и задвигают в печь. Отжиг идет в нейтральной атмосфере (чтобы не было окисления), для этого в печь подается аммиак, он там разлагается и в результате создается атмосфера азота. У входа располагается нечто вроде кухонной газовой горелки, только линейной формы (туда подводится пропан), чтобы выжигать кислород на входе печи. Т.е. к этой печи подсоединяются два газовых баллона. После отжига лопату продвигают подальше и переворачивают, так что проволока падает в резервуар с водой для охлаждения. Все выглядит очень просто.
После отжига можно почувствовать, что проволока стала мягче.
После вальцов проволока все еще слишком толстая. Поэтому дальше идет протяжной станок. На нем устанавливаются прецизионные фильеры, для облегчения протяжки применяется смазка из специального эмульгирующего масла с водой. Весь процесс, конечно, автоматизирован, но заправка проволоки в эти фильеры тоже требует некоторых физических усилий. Кончик проволоки обрабатывают надфилем и вставляют в отверстие фильеры, а потом просто вытягивают вручную на некоторую длину. Вот здесь, если проволоку плохо отожгли, она будет рваться. Фильеры подбирают с шагом 0,1 мм, а после прим. 0,6 мм (по диаметру проволоки) – с шагом 0,05мм. Устанавливают их в специальную оправу, так что проволока проходит через последовательно уменьшающиеся фильеры и наматывается на бобину. Время от времени повторяют отжиг и снова заправляют фильеры. Конечный результат – проволока, смотанная на бобины, с калиброванной толщиной. Из нее уже можно сплести цепочку. Прикольно, что разные вспомогательные подставки для намотки или размотки проволоки ужасно напоминают приспособления для перемотки шерсти, которые остались у меня в памяти с советских времен. Обращаться с золотой проволокой надо чрезвычайно осторожно, чтобы она не путалась. Конечно, все отходы переплавляют, но все же их должно быть как можно меньше. И еще: на всех стадиях обработки мельчайшие золотые частицы аккуратно сметают мягкой кисточкой в специальные чашечки. Ни одна крупинка не должна пропасть!
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru





Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:08

Цех по изготовлению золотых цепей -2
Готовая проволока передается на участок цепевязальных станков. Обычно их несколько, потому что вариантов плетения цепочек довольно много. В нашем случае цепевязальные станки были фирмы SISMA. Да и вообще, говорят, что фирм-производителей таких станков в мире крайне мало, а почему – будет ясно из дальнейшего.
Необходимое отступление. Самые простые виды плетения: якорное и панцирное. Якорная цепь: с прямыми звеньями. Панцирная: звенья после продевания и спаивания закручивают на определенный угол.
Рискну все-таки ссылку вставить:
http://www.jewellerytech.ru/chains/chai ... id=chns_mc
Тут, по крайней мере, простые цепи хорошо видны. Для более сложных рисунки не совсем внятные.
И якорные цепи, и панцирные могут быть одинарными, двойными и тройными. Для двойной цепи звено нанизывается на два предыдущих и цепь выглядит более «плотной» (для тройной – аналогично, одно звено нанизывается на три предыдущих звена). В нашем случае якорные и панцирные цепи плели на одних и тех же станках, меняя только оснастку.
В принципе, есть два типа цепевязальных станков – обжимного и спирального типа. Якорную цепь, изготовленную на разных станках, итальянцы даже и называют по-разному (rollo’ или forzatina). Различить их специалист может по месту расположения места спайки: либо на конце звена, либо в середине. И еще, если я поняла правильно, вариант «ролло» дает более вытянутое звено, а forzatina – круглое. На наших станках получался второй вариант, стало быть, forzatina. Предполагаю, что это были станки обжимного типа.
Оснастка включает следующие основные элементы. Во-первых, конечно, ригель – на него наматывается проволока и от его формы зависит форма звена. Например, можно сделать вариант панцирной цепи – ромб, если просто взять ригель ромбовидной формы. Итак, сначала проволока наматывается на ригель в спиралеобразователе. Затем ножом отрезается отдельное звено, захватывается в т.н. «фасоны», которые формируют звено, потом звено захватывается пинцетами, подается вперед, нанизывается на предыдущее звено, спаивается с помощью лазера. В других моделях может быть другой способ спайки, но вроде лазерный самый продвинутый. Надо только лазерное пятно точно настроить. Для двойной цепи, когда надо одно звено надеть на два, используется поддув сжатым воздухом через тонкие трубочки, которые помогают этой операции, иначе трудно продеть звено. Для панцирной цепи после нанизывания еще выполняется поворот.
Вообще все эти операции требуют прецизионной настройки. Поэтому при настройке на станок устанавливают микроскоп. Звенья мелкие, и они должны точно попадать в нужное положение. Опять же, если плохо сфокусирован лазер, пайка получается недостаточно прочной, а в результате непрочной будет и цепь. Итальянец-настройщик для проверки наступил на один конец цепи ботинком и безжалостно тянул ее плоскогубцами. Цепь вытянулась, но не порвалась. Значит, лазер был сфокусирован нормально.
Хорошо связанная цепь должна висеть ровно, без закручивания (допускается лишь небольшой поворот). Если для панцирной цепи «перекрутить» звенья, то как раз этот дефект возникнет.
Для других видов цепей есть свои станки. На нашем участке был еще станок для изготовления «фигаро» (цепь с несколькими короткими и одним длинным звеном), на котором после смены оснастки можно было делать еще «бабушкино плетение» (его чаще называют «нонна»). Для «бабушкиного плетения» устанавливалась еще игла для поддержки звеньев в определенном положении.
Честно говоря, как я ни старалась уловить все стадии перемещения и продевания звеньев (с помощью микроскопа, конечно), не могу сказать, что мне это удалось в полной мере. Так что настройка цепевязального станка мне кажется очень непростым делом, требующим аккуратности и большого опыта! Особенно для «нонны»: там еще и игла мелькает…
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:09

Цех по изготовлению золотых цепей-3

После того, как цепь связана, можно применить к ней множество разных видов обработки. Например, можно просто спаять на специальном станке две якорные или панцирные цепи, уложив их рядом. То, что получается в результате, итальянцы называют «Бисмарк», но часто в России такое название применяется для совсем другого типа плетения (которое вообще пока не автоматизировано и выполняется только вручную). Вообще название типов плетений я бы вынесла в отдельную тему, потому что путаница здесь оразовалась изрядная. Можно расположить цепи перед спаиванием и вертикально. Можно спаять 2 цепочки, а затем пропустить 2+2, 4+4 и т.д., насколько позволяет ширина оснастки. Получаются ленточки определенной ширины. Очень важно, что спаиваемые цепи должны иметь абсолютно одинаковый шаг, а этого довольно трудно достичь, если нет специального измерительного устройства, которого в нашем случае как раз и не было. Из оснастки этого станка запомнился «упор цепи» - такая пластинка с заостренным кончиком, которая упирается в звено цепочки и продвигает его вперед до места пайки, потом поднимается и отодвигается назад. Настойка этого перемещения тоже была довольно трудоемкой.
Другой вид обработки цепи – уплотнение. Панцирную цепь пропускают через специальный станок и как бы сжимают по оси. Потом с ней можно еще что-нибудь сделать.
Например, «сколотку» (тоже на отдельном станке). К этому станку прилагается целый набор штампов и к каждому штампу свой комплект приспособлений. Приспособления состоят из нескольких вкладышей и ножа. Вкладыши удерживают цепочку, а нож колотит по ней. В результате можно на выходе получить цепочки плоского, круглого, квадратного, овального, крестообразного сечения или более сложных форм («бриллиант», например). Соответственно, в системе итальянских названий все очень просто: «двойная панцирная сколоченная в плоскость» и т.п. Кстати, если двойную панцирную сколотить в плоскость, а потом отпустить, она лихо закручивается в спираль. Такую цепь итальянцы называют «Сингапур» (очень эффектно смотрится), а у нас она называется «двойная панцирная закрученная». Российские названия даю по каталогу фирмы «Диамант».
На станке сколотки можно обработать цепь совсем слабо (уменьшая ее толщину всего лишь на 0,1-0,2 мм). Такая обработка называется «калибровкой». Она предназначена для выравнивания звеньев, обычно перед алмазной обработкой, чтобы они имели строго одинаковую толщину.
Станок для алмазной обработки часто называют по-простому «токарным». Принцип действия абсолютно такой же: цепочка аккуратнейшим образом наматывается на барабан, так чтобы толщина была повсюду одинакова, сверху опускается головка с резцами для черновой и чистовой обработки. Необычным был способ фиксации цепочки на этом барабане. Ее наматывают и привязывают проволокой к торцам барабана. Затем закрывают колпаком, разбрызгивают воду и замораживают до -18ºС (рядом стоит холодильник). То есть цепочка закрепляется льдом. Надпись на станке «Станок алмазной обработки с заморозкой» (возможно, перевод не самый лучший, хотелось поспорить, но другой вариант не пришел в голову). Резцы очень легко скалывают лед, а потом срезают грани на цепочке. Получается красивый блеск. Но на этом станке больше всего отходов, и цепочка, конечно, существенно теряет в весе. У «токарного» станка есть свой дисплей и задается несложная программа, как для станков с ЧПУ: начальная координата, конечная координата, глубина опускания резцов (обычно из расчета 2-3 прохода) и т.п.
После алмазной обработки остается еще несколько операций: нарезать цепочки по длине (этого я не видела), припаять колечко для нанесения пробы (простой паяльный станок, кажется, тоже с лазером), припаять застежки, их готовыми получают. Кстати, застежка цепочки, которую мы все знаем, называется «шпрингель», хотя я слышала и слово «карабин». На отдельном паяльном станочке припаивают колечко, которое входит в застежку (вроде бы электрическим разрядом). Эти паяльные станки выглядели довольно простыми по сравнению с цепевязальными.
Теперь цепочка готова. Осталось еще раз промыть ее в ультразвуке, просушить. И обработать в галтовочном барабане, чтобы сгладить все мелкие дефекты. Галтовочный барабан – это совсем просто: в барабан загружают 40 кг разнокалиберных металлических шариков, помещают цепи и раскручивают минут на 20.
В целом технологическая цепочка достаточно сложная, куча станков, машин, печей, приспособлений. А на самом деле ассортимент различных плетений гораздо богаче.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:34

Отдельно хотелось поговорить о названиях золотых цепочек.

Мне очень понравилась итальянская система.
Есть основные типы цепей: якорная (двух вариантов по изготовлению: rollo’ и forzatina, см. выше), панцирная (включая «ромб»), нонна («бабушкино плетение»), фигаро, лав, колос, глаз пантеры и некоторые другие (как правило, эти основные названия и в русском аналогичные).
Затем итальянское название включает вид обработки. Например, «двойная панцирная уплотненная» или «панцирная, сколоченная в полукруг», «колос с алмазной обработкой». Очень удобно, потому что сразу понятно, как изготовлена эта цепь и как примерно она должна выглядеть (хотя иногда после сколотки внешний вид цепи очень меняется!). И все же эти названия (как мне сказали специалисты), слишком техничные и не годятся для продаж. Для клиентов надо придумать что-то более «гламурненькое». К сожалению, в России сложились названия, которые изрядно все запутывают. Например, есть такая цепь в каталоге «Диамант», которая называется «якорная панцирная». Хотя из предыдущего совершенно ясно, что такого быть не может: либо уж якорная, либо панцирная, но никак не вместе! У итальянцев же эта цепь четко называется «якорная, сколоченная в бриллиант».
Еще в России встречается (в сети) «якорное ролло». Тут просматривается аналогия с итальянским ролло как якорной с более вытянутыми звеньями, так что в принципе оправдано это название. А вообще такое впечатление, что разные производители используют несколько разные названия. Например, встретилось на одном сайте название «Бельтцер»: по виду напоминает якорную (возможно, «сколоченную крестом»).
Про «Бисмарк»: в Италии это «двухрядная панцирная или якорная» (спаянные две цепочки), а в России кто-то придерживается такого названия, а кто-то называет так совсем другое, ручное плетение.
Итал. «Сингапур»: соответствует российской «двойной панцирной плоской закрученной» (в каталоге «Диаманта») или собственно «Сингапур» (в сети встречается).
Вот пока все. Пробую составить табличку с итальянскими названиями и соответствующими русскими. Трудность в том, что русские компании используют разные названия для одного и того же. ГОСТов на них нет…
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 12:41

Лиса Алиса писал(а):т-ра плавления золота 990-1000ºС

Температура плавления золота составляет 1063ºС. Мало того что вы ее неправильно указали, так вы еще и дали диапазон температур. Как вы себе представляете вещество вроде золота, которое не имеет четкой температуры плавления, а плавится в некотором диапазоне? Если же вы говорите о множестве разных сплавов золота, тогда так и надо говорить.

Читаем дальше...
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:46

Сергей, речь ведь идет о золоте 585 пробы, а не о чистом, заметьте. Я пишу то, что видела своими глазами: показания на печи. Диапазон температур возникает потому, что зонд температуры установлен в некотором определенном месте, т.е. зонд не точно показывает т-ру расплава, причем для разных печей это может быть по-разному. Это ведь не теория, а практика. Тут погрешность есть.
Первый раз техник-итальянец прямо-таки заглядывал в тигель, потому что не очень-то доверял показаниям. Помешивал расплав (графитовой палочкой) и проверял, когда он расплавится полностью, чтобы установить: когда зонд показывает (например) 990, золото хорошо расплавилось, а в дальнейшем уже полагаться на эти показания.
Последний раз редактировалось Лиса Алиса Вс авг 03, 2008 12:49, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 12:49

Так и надо писать, что у вас сплав золота и речь идет о показании датчиков в печи. Иначе это просто на подпись тянет, особенно с учетом наличия у вас физического образования.
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:50

Мне кажется, это ясно из общего контекста.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 12:54

Лиса Алиса писал(а):Отжиг идет в нейтральной атмосфере (чтобы не было окисления), для этого в печь подается аммиак, он там разлагается и в результате создается атмосфера азота.

Что-то здесь не так, вы что-то недопоняли. Атмосферу азота можно создать, просто подавая азот. Для этого аммиак не нужен.
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Marko » Вс авг 03, 2008 12:56

Лиса Алиса права, но внесу маленькую поправку: это называется интервалом плавления (а не температурой). В том числе и строго по ГОСТу.
Где запрещено смеяться, там, как правило, и плакать нельзя.
(Станислав Ежи Лец)
Аватара пользователя
Marko
Физик
 
Сообщения: 16559
Зарегистрирован: Ср дек 27, 2006 01:21
Откуда: Киев
Язык(-и): en,pl,de,cs,sk>ru,uk

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 12:56

Лиса Алиса писал(а):Мне кажется, это ясно из общего контекста.

Ну если вы считаете, что написать "т-ра плавления золота 990-1000ºС" - это нормально, тогда вопросов нет.
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 12:58

Сергей, я просто описала то, что видела и передала объяснения техника-итальянца. В баллоне точно был аммиак, потому что в из-за утечки в цехе ужасно воняло аммиаком, который вообще трудно с азотом спутать.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 13:02

Marko писал(а):Лиса Алиса права

В чем права, Марко? :shock: В том, что приписала золоту интервал плавления, тогда как у него есть четкая температура плавления?

Лиса Алиса писал(а):Сергей, я просто описала то, что видела и передала объяснения техника-итальянца. В баллоне точно был аммиак, потому что в из-за утечки в цехе ужасно воняло аммиаком, который вообще трудно с азотом спутать.

Да аммиак может быть и был, но не за тем, чтобы создать нейтральную атомсферу или не только за тем, т.к. для этого азота достаточно. Кстати, при разложении аммиака атмосфера получится восстановительной.
Последний раз редактировалось Сергей Z. Вс авг 03, 2008 13:02, всего редактировалось 1 раз.
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 13:02

Про т-ру плавления (ну, или интервал) можно было бы и исправить для точности, но технически это невозможно (15 мин.-то прошло).
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Marko » Вс авг 03, 2008 13:11

Сергей Z. писал(а):В чем права, Марко? В том, что приписала золоту интервал плавления, тогда как у него есть четкая температура плавления?

Так ведь понятно, что речь идёт не о чистом золоте, поэтому не будем придираться. По задумке ведь не предполагалось давать строго научный трактат.

Я вначале скептически отнесся к идее Лисы Алисы, но первое произведение показало, что такая идея вполне может быть жизнеспособной. Так что, Лиса Алиса, выражаю свое официальное одобрение. :lol:
Где запрещено смеяться, там, как правило, и плакать нельзя.
(Станислав Ежи Лец)
Аватара пользователя
Marko
Физик
 
Сообщения: 16559
Зарегистрирован: Ср дек 27, 2006 01:21
Откуда: Киев
Язык(-и): en,pl,de,cs,sk>ru,uk

Сообщение Сергей Z. » Вс авг 03, 2008 13:13

А в целом читается живо и интересно. Мне тоже понравилось.
Сергей Z.

 
Сообщения: 3440
Зарегистрирован: Вс июн 26, 2005 19:31
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 13:17

Сергей, а я и на научно-популярную статью не претендую. Это всего лишь мой рассказ о моем опыте (сколько же раз я уже это написала).
И я по-прежнему надеюсь, что он кому-нибудь пригодится.
Марко, спасибо! Я тут совсем было увяла под напором критики.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение ellet » Вс авг 03, 2008 13:17

Сергей Z. писал(а):
Лиса Алиса писал(а):Мне кажется, это ясно из общего контекста.

Ну если вы считаете, что написать "т-ра плавления золота 990-1000ºС" - это нормально, тогда вопросов нет.

Сереж, хватит наезжать. Объясни спокойно заядлым гуманитариям, что это ненормально. И станем мы чуть-чуть умнее. :grin: Я, например, ничего про температуру плавления из школьного курса физики не помню. Прогуляла наверное :oops: .
Мы, филологи, тоже могем обратить нашу специальность в орудие пытки. (с) jane doe
Аватара пользователя
ellet

 
Сообщения: 6043
Зарегистрирован: Сб апр 10, 2004 19:41
Откуда: Москва

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 13:18

Сергей Z. писал(а):А в целом читается живо и интересно. Мне тоже понравилось.


(смайлик с воздушным поцелуем)
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

Сообщение Лиса Алиса » Вс авг 03, 2008 13:21

Я бы исправила про т-ру, написала бы просто: "показания зонда температуры 990-1000 град", или вообще можно убрать, это, в принципе, не несет значимой информации.
Только не знаю, как.
Аватара пользователя
Лиса Алиса

 
Сообщения: 1398
Зарегистрирован: Вс июл 31, 2005 19:32
Откуда: Екатеринбург
Язык(-и): It>Ru

След.


Словари русского языка

www.gramota.ru
Словарь Мультитран
Язык

Вернуться в ~~ Технологии глазами переводчика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2